Виртуально и реально, или «интернет-ресурс» для каждого…

Статья вышла в учительской газете 25 июня 2014 года

В эпоху ИКТ трудно переоценить и невозможно недооценивать роль Интернета в процессе образования, воспитания, продуктивного общения и обмена передовым педагогическим опытом. Поэтому в модель Всероссийского конкурса «Учитель года России» включено отдельное испытание, которое так и называется — «Интернет-ресурс».

Глобальная паутина относится к тем изобретениям, которые люди создали, но пока не поняли до конца. Во многом потому, что Сеть подвержена постоянным изменениям, каждую секунду появляются новые интернет-ресурсы, модифицируются онлайн-сервисы и службы, появляются новые пользователи и сообщества по интересам. Изначально Интернет был лишь инструментом передачи цифровых данных с одного компьютера размером с комнату на другой, в настоящее время трансформировался в доступное и многообразное средство самовыражения, реализации всех своих идей и задумок. Казалось бы, сеть Интернет нематериальна, но при этом она постоянно мутирует, растет, ежесекундно усложняется. Она несет и блага, и беды, и мы только сейчас начинаем осознавать степень ее влияния на наш мир.
Интернет — это крупнейший в истории эксперимент, который после своего начала не останавливается ни на секунду. Каждое мгновение сотни миллионов людей создают и потребляют в онлайн-пространстве невообразимые объемы информации, и пространство это фактически не имеет границ, в рамках которых действовали бы национальные законы. Благодаря новым возможностям для свободного перемещения информации возник уже хорошо знакомый нам сложный виртуальный ландшафт. Только представьте, сколько сайтов вы посетили, сколько сообщений электронной почтой отправили, сколько историй прочитали в Интернете, сколько нашли интересных методических разработок и решений, сколько посмотрели видеофайлов! Все это Интернет — крупнейшее в мире самоуправляемое пространство. И то, каким в будущем будет это пространство, решать нам и нашим ученикам, тем, кто ежедневно приходит в школу учиться. Умение грамотно работать с информацией — задача для учителей не только информатики, это должно стать задачей каждого учителя.
Коммуникационные технологии распространяются по всему земному шару с беспрецедентно высокой скоростью. В первом десятилетии XXI века число людей, имеющих доступ к Интернету, во всем мире значительно выросло с первоначальных 350 миллионов (данные для 2000 г. Estimated Internet Users, ITU World Telecommunication  Indicators) до более 2,7 миллиарда человек (данные на 23 декабря 2013 года, ITU, Strategy and Policy Unit, 9). Эти технологии встретишь в самом отдаленном уголке планеты.
Массовое распространение Интернета  в учебных заведениях привело к одной из наиболее поразительных социальных, культурных и политических трансформаций в истории нашей страны, и сейчас в отличие от былых времен мы сталкиваемся с поистине глобальными переменами. Никогда прежде у учителей не появлялось столько возможностей: общаться с коллегами, принимать участие в совместных дискуссиях, находясь на огромном расстоянии друг от друга, повышать квалификацию на онлайн-курсах, не выходя из дома, создавать и использовать в своей работе собственное информационное пространство при помощи своего собственного интернет-ресурса. И хотя эта технологическая революция, конечно же, не первая в истории человечества, она качественно отличается от предыдущих — впервые любой из нас может не только создавать электронную информацию, но и хранить ее в собственном медиапространстве, распространять ее в режиме реального времени, не привлекая посредников. Но в то же время важно понимать, что информационно-коммуникационные технологии как таковые не панацея от всех проблем в образовании, хотя их разумное использование может изменить мир к лучшему. Компьютеры и педагог станут делить между собой всё больше обязанностей в зависимости от того, у кого какие задачи получается лучше решать. Человеческий интеллект используется для выработки суждений, принятия интуитивных решений, анализа нюансов и уникального межличностного общения, которое не способен заменить ни один компьютер. Компьютерная мощь необходима для хранения гигантских объемов информации, бесконечно быстрых вычислений и действий, недоступных человеку. Компьютеры помогают нам анализировать огромные массивы данных, занимаются сложными вычислениями, но задача их использования по-прежнему решается человеком. Информационно-коммуникационные технологии лишь средство для достижения поставленных целей.
Современный человек, а особенно учащийся  в школе, который каждый день сталкивается с информационно-коммуникационными технологиями, уже живет как бы в двух различных мирах одновременно — в виртуальном и реальном мире. Причем очевидные плюсы виртуального мира не позволяют полностью от него отказаться. Доступ к информации без географических и языковых барьеров, мгновенный обмен сообщениями и участие в обсуждениях на любую тему доступны в том месте, где нам удобно. При этом в реальном мире мы постоянно сталкиваемся с ограничителями — расстояние, время, языковой барьер и т. д. Важно, чтобы учитель сумел понять, как виртуальный мир может улучшить, ухудшить или изменить мир реальный. Иногда эти миры ограничивают друг друга, иногда вступают в противоречия, а порой один из них усиливает, ускоряет или обостряет явления другого. Информационные технологии столь же повсеместны, как электричество. Они уже настолько обыденны и настолько пронизывают нашу с вами повседневную жизнь, что нашим ученикам трудно понять, как мы могли жить без них раньше.

«Информация по определению доступна всем»
Это утверждение, высказанное Стюартом Брэндом (редактор Whole Earth Catalog, 1984 г.), до сих пор является одним из ключевых утверждений среди сторонников общедоступности и свободного распространения информации. Человеческая цивилизация основана на совокупности результатов нашей интеллектуальной деятельности, следовательно, правильным является как можно более тщательно фиксировать эти результаты, чтобы обеспечить информацией следующие поколения людей. Задача учителя —  делать информацию о своем предмете максимально доступной для своих учеников, для этого в наибольшей степени подходит сеть Интернет, но, начиная работать с ней, педагог сталкивается с рядом проблем и препятствий. Как найти нужную информацию? Как отправить сообщение по электронной почте? Как создать свой собственный интернет-ресурс? Как организовать дискуссию учеников не только в классе, но и в цифровом пространстве? Это далеко не полный перечень вопросов, которые задает себе учитель в самом начале работы с Глобальной сетью.
Большинство людей очень смутно представляют себе, как функционирует Интернет, и во многих случаях это нормально. Чтобы свободно чувствовать себя в виртуальном мире, необязательно понимать внутреннюю архитектуру Сети и знать, для чего нужна хэш-функция. Но перед тем как начать обсуждать, как происходит взаимодействие пользователя и сети Интернет, имеет смысл определить некоторые базовые понятия, чтобы легче было воспринимать дальнейший текст.
Изначально Интернет задумывался как сеть сетей, то есть огромная децентрализованная паутина компьютерных систем, предназначенная для передачи информации с использованием стандартных протоколов. То, что видит конечный пользователь, например сайты и веб-приложения, — это лишь «флора» и «фауна» Интернета. За этим стоят миллионы машин, с невероятной скоростью передающих, обрабатывающих и принимающих пакеты данных по сетевым кабелям. Все, с чем мы сталкиваемся онлайн, и все, что сами отправляем, — это в конечном счете лишь последовательность цифр, которые упакованы и отправлены по частям через несколько маршрутизаторов, расположенных в разных частях мира, а затем снова собраны в единое целое у получателя.
Медиаконтент, который учитель использует на своем информационном ресурсе, проходит тысячи километров в реальном мире, прежде чем оказаться на рабочем столе ученика, но в виртуальном мире эти расстояния измеряются в один клик. Важно уделять внимание не только содержанию информации на сайте, но и делать удобным нахождение этой информации для любого пользователя.
Учебник, рабочая тетрадь уже давно не единственный источник информации для ученика. Для подготовки к урокам как учитель, так и ученик использует сеть Интернет. В таком случае для учителя важно обеспечить своих учеников информацией, которая обладает следующими качественными свойствами: информация должна быть полезной, объективной, доступной, достоверной, полной, точной и актуальной.
Среди всех качеств применительно к интернет-ресурсу я бы выделил полезность информации. Полезность может быть оценена исходя из нужд основных ее потребителей, то есть учеников, для решения ими конкретных учебных задач, коллег-учителей для обсуждения методических материалов и трансляции собственного опыта работы, родителей, которым необходима дополнительная информация о процессе обучения. Еще 10 лет назад единственным источником знаний, на который мог опираться учитель, была книга. Но они не всегда доступны, потому что это объект материального мира — можно потерять, забыть дома, испортить и т. п. Зачастую учащийся испытывал дефицит информации. Напротив, информация в виртуальном мире не привязана к какому-либо физическому объекту и постоянно копируется на различные носители.
Переход от дефицита к изобилию означает, что, когда дело доходит до выбора того, что читать, смотреть и слушать, у современного человека гораздо больше вариантов, чем было у наших родителей или бабушек и дедушек. У учителя появляется возможность работать не только со своим собственным медиаконтентом, но и транслировать свою собственную персональную культуру. Но возможность выбора не всегда является гарантом появления лучших вариантов. Каждый учитель, который работает в сети Интернет и работает на своем собственном интернет-ресурсе, задает вопрос самому себе: что лучше — использовать готовый материал (статью, диаграмму, фотографии и т. п.) или создать свой собственный? Лучше всего использовать свой материал, но если это необходимо, то можно использовать и чужой материал с указанием ссылок на первоисточник, соблюдая культуру цитирования.

Основные принципы проведения экспертизы информационного ресурса педагога на конкурсе «Учитель года-2014»
Базовым браузером экспертизы школьных сайтов является Google Chrome. Конкурсантам рекомендуется в обязательном порядке проверить свои  информационные ресурсы через этот браузер. Сайты, некорректно отображающиеся в Google Chrome, могут быть проверены через другие браузеры (Mozilla Firefox, Opera, Яндекс-Браузер).
Информационным ресурсом педагога, принимающего участие в конкурсе «Учитель года-2014», может быть интернет-сайт, блог или другой ресурс в сети Интернет, который отвечает критериям оценки и является инструментом отображения работы педагога в сети Интернет. Он может быть создан при помощи языка гипертекстовой разметки (HTML, CSS, JavaScript и т. п.) или при помощи системы управления содержимым сайта CMS (WordPress, Joomla!, Drupal и т. п.). Информационный ресурс может быть расположен на домене первого уровня (www.primer.ru) или быть частью другого домена, например школьного сайта (www.primer.school.ru) или образовательной сети.
Если размещенные на сайте файлы (документы, изображения) недоступны либо нечитаемы, они расцениваются как отсутствующие. Рекомендуемые форматы для файлов представлены в таблице 1.

Информация и информационные разделы, не размещенные на страницах сайта в явном виде (указанные в меню или подменю), могут быть не замечены экспертом и как следствие не засчитаны. Гиперссылки должны быть выделены другим цветом или быть отформатированы подчеркиванием. Допускаются ссылки как на внутренние страницы и файлы ресурса, так и на внешние интернет-ресурсы, включая документы с указанием авторских прав.
Наличие раздела или подраздела, посвященного конкретному виду информации, повышает шансы получения по соответствующему критерию максимального балла. Например, все виды контактов/обратной связи, собранные в разделе «Контакты», будут оценены выше, чем те же контакты, разбросанные по сайту (что, разумеется, не исключает наличия контактов и в других разделах). В случае мультимедиаресурсов (видео, звук, текст) допускается дублирование информации, например, в соответствующем разделе и в тексте сообщений.
Новостная лента может содержать мультимедийную информацию (видео, звуковые файлы, интерактивные элементы, текст и др.). При оценке новостных лент более высокий балл ставится за авторскую информацию от учителя (например, информация о проведенных мероприятиях, ходе выполнения лабораторной работы, экскурсиях и др.). Максимальный балл получит новостная лента, состоящая из своих новостей с частотой обновлений не реже одного раза в неделю (частота обновлений проверяется по «учебным» месяцам). Если на информационном ресурсе учителя есть и свои новости, и материалы с других сайтов, то рекомендуется указывать ссылки на оригинальный материал (ссылка на сайт, с которого вы взяли информацию). Желательно, чтобы материал можно было комментировать или имелась возможность высказать свое мнение о размещенном материале.
Пустые, а также недостаточно заполненные разделы не засчитываются (например, если в разделе «Презентации к уроку» представлены только несколько работ учителя, тогда максимальный балл за раздел не засчитывается, участник получает половину от максимального балла за факт наличия информации о презентациях учителя).
Сайт должен быть доступным для экспертной оценки. Если на момент проведения экспертизы сайт не работает либо заражен вредоносным/фишинговым ПО, повторная проверка сайта проводится не ранее чем через 2 дня, то есть информационный ресурс будет оценен членами экспертного жюри, но не позднее 1 сентября 2014 года. Если сайт сменил доменный адрес, тогда участник должен уведомить об этом членов жюри.
Сайты не должны содержать рекламные баннеры и ссылки на сайты, которые не относятся к образовательным или научным ресурсам.
Удобство использования информационного ресурса является одним из немаловажных параметров при оценке не только членами жюри, но и пользователями сайта. При этом учитываются следующие критерии, представленные в таблице 2.
По умолчанию все страницы сайта должны открываться в том же окне (за исключением специальных окон для просмотра изображений или ссылок на сторонние ресурсы). Файлы, которые предназначены для скачивания, наоборот, должны открываться в отдельном окне (скачиваемый файл открывается либо в новом окне, либо в списке «Загрузки»). Если файл расположен в облачном хранилище (One Drive, Google Drive, Яндекс.Диск), то ссылка должна открываться в отдельном окне.
Эксперты, выполняющие оценку интернет-ресурсов, не будут снижать балл за мигающие буквы, бегущие строки, переизбыток анимации, цветов и начертаний, но, как показывает опыт, все, что может помешать получению информации, негативно сказывается на восприятии информации. Весь текст должен быть хорошо читаемый.

Выбор цветов текста и фона на веб-страницах
Цветовая гамма должна отвечать целям сайта и обеспечивать разборчивость текста. Существуют две полярные цветовые схемы: позитивная (черный текст на белом фоне) и негативная (белый текст на черном фоне). В целом и та и другая схема обладают хорошей читабельностью, хотя иногда говорят, что негативная схема замедлят чтение из-за того, что способствует рассеянию внимания читателя. Большинство сайтов создаются по схемам, близким к традиционной позитивной. Для удобства чтения информации на информационном ресурсе очень важна правильно подобранная контрастность. Черный шрифт на белом фоне сильно напрягает глаза. Гораздо лучше выглядит темно-серый шрифт на светло-сером фоне. Многие профессиональные издательства печатают на бумаге с низкой степенью белизны и шрифтом с чернотой 60-80%. Ниже приведен список некоторых распространенных цветовых сочетаний в порядке ухудшения восприятия их пользователем:
1) синий на белом;
2) черный на желтом;
3) зеленый на белом;
4) черный на белом;
5) зеленый на красном;
6) красный на желтом;
7) красный на белом;
8) оранжевый на черном;
9) черный на пурпурном;
10)  оранжевый на белом;
11)  красный на зеленом;
С точки зрения привлечения внимания лучше воспринимаются черные буквы на желтом фоне, зеленые и красные — на белом. Вы можете использовать данные сочетания для размещения объявлений на сайте. Здесь особенно подходит красный цвет  как самый раздражительный для глаз. Нужно иметь в виду, что приведенные выше рекомендации достаточно условны, так как восприятие цветов и их сочетаний у разных людей отличается.

Фон веб-страниц
Любой фоновый рисунок затрудняет восприятие текста. Если вы все-таки решились на его использование, делайте его минимально контрастным и желательно в однотонной цветовой гамме. Рекомендуется не размещать значительные блоки текста поверх фотографий, это затрудняет чтение текста.
При подготовке информационного ресурса каждый участник конкурса может самостоятельно проверить свой ресурс по вопросам, касающимся внешнего вида, ответив на следующие вопросы:
1) Выдержаны ли цвета, шрифты, графика в едином стиле?
2) Сбалансированы ли цвета дизайна страниц?
3) Не вызывают ли цвета сайта чувство дискомфорта?
4) Сбалансирован ли макет страницы и не перегружена ли она информацией (особенно это касается главных станиц)?
5) Не мешает ли графика воспринимать информацию?
6) Легко ли читается текст? Не сливается ли он с фоном?
Все приведенные требования являются лишь одним из вариантов представления интернет-ресурса, все они носят рекомендательный характер.

Критерии оценки информационных ресурсов
Эксперты, участвующие в оценивании информационных ресурсов, выставляют баллы каждому из участников конкурса «Учитель года-2014» согласно установленному порядку и используя критерии, приведенные в таблице 3. Со списком членов жюри можно ознакомиться на официальном сайте конкурса www.teacher-of-russia.ru.

​Андрей СИДЕНКО, учитель информатики школы №29, с. Беляниново, Московская область, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA